Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A A A
Мобильная версия
1287, +998 78 140-00-88
Телефон доверия
+998 71 207-36-45
Режим работы: ПН-ПТ 09:00-18:00
Call center
1287,
+998 78 140-00-88
Режим работы: ПН-ПТ 09:00-18:00
Горячая линия акционерам
+998 78 140-00-88
Режим работы: ПН-ПТ 09:00-18:00

Fitch Ratings: государство поддерживает рост банковского сектора Узбекистана

Дата обновления: 20 Сентября 2018, 14:24
Fitch Ratings: государство поддерживает рост банковского сектора Узбекистана
20 сен 2018
Fitch Ratings-Moscow-20 September 2018: Ссылка на отчет Fitch Ratings: презентация: «Банковский сектор Узбекистана»/(Uzbekistan Banking Sector):
https://www.fitchratings.com/site/re/10043827

(перевод с английского языка)
Fitch Ratings-Москва/Лондон-19 сентября 2018 г. Fitch Ratings в своем новом отчете отмечает, что в среднесрочной перспективе рост банковского сектора Узбекистана будет поддерживаться инвестициями государства в экономику. Финансовые показатели сектора будут в значительной степени зависеть от государственных банков ввиду их значительной доли рынка и роли в проводимой политике.

Рост кредитования в секторе (без учета динамики обменного курса) был существенным, на уровне 31% в 2017 г. Это обусловлено тем, что государственные инвестиции в экономику транслируются через государственные банки, на которые приходилось 82% от всех активов сектора. Банки в государственной собственности выполняют роли в рамках проводимой политики по обслуживанию различных секторов экономики (в том числе нефтегазового, химического, автомобильного или сельскохозяйственного), получая от государства фондирование в долларах США под низкую процентную ставку и предоставляя эти средства в форме кредитов крупнейшим местным производителям по льготным процентным ставкам на аналогичный срок. Имеющие меньший размер частные банки занимаются главным образом кредитованием местных предприятий малого и среднего бизнеса и физических лиц.

Качество активов в секторе является хорошим: обесцененные кредиты (кредиты с просрочкой свыше 90 дней) составляли лишь 1,2% от валовых кредитов в секторе на конец 2017 г. и полностью покрывались резервами на потери по кредитам. Долларизация кредитов является высокой (на конец 2017 г.: 62%), вместе с тем, крупнейшие инвестиционные кредиты, как правило, имеют гарантии от государства. Компании меньшего размера, привлекающие займы в иностранной валюте, могут не иметь валютных доходов и поэтому подвержены валютным рискам после резкого обесценения национальной валюты (узбекского сума) в 2017 г. В качестве позитивного момента следует отметить, что доля таких заемщиков ограниченна, поэтому потенциальные потери от обесценения кредитов должны абсорбироваться за счет прибыли банков до отчислений под обесценение без ущерба для капитала.

Прибыльность является приемлемой при доходности на средний капитал на уровне 13% в 2017 г. Согласно отчетности сектор имел существенный доход от валютной переоценки после снижения курса сума (поскольку большинство банков имели длинные открытые валютные позиции), что увеличило долю непроцентного дохода до 60% от валового дохода. В то же время чистая процентная маржа (4% в 2017 г.) испытывала давление со стороны низкомаржинального кредитования у крупнейших банков в государственной собственности, поскольку премия относительно стоимости соответствующего фондирования составляла 2%-3%.

Капитализация в секторе является приемлемой при регулятивном показателе достаточности капитала 1 уровня в 16,6% на конец 2017 г., что комфортно выше минимального требования в 9,5%. Капитализация государственных банков была поддержана двумя программами рекапитализации во 2 пол. 2017 г., которые вместе составили 43% от капитала в секторе на конец 2016 г. Банки в государственной собственности также получили дополнительный капитал помимо этих программ для поддержки роста и покрытия проблем с качеством активов, и новые взносы капитала, по нашему мнению, также являются вероятными в 2018 и 2019 гг., исходя из индивидуальных потребностей банков. Частные банки в основном полагаются на генерирование капитала за счет прибыли. Все банки, рейтингуемые Fitch, соблюдали минимальные требования к капиталу на конец 2017 г.

Существенная доля фондирования в секторе предоставлена государственным Фондом реконструкции и развития Республики Узбекистан. Это обусловило высокое отношение кредитов к депозитам на уровне в 188% на конец 2017 г. По нашим оценкам, доля фондирования от Фонда реконструкции и развития составляла 30%-40% от обязательств сектора на конец 2017 г., в то время как на клиентские депозиты приходилось еще 40%. Ликвидные активы (денежные средства и межбанковские размещения) составляли 27% от суммарных активов сектора и покрывали 76% всего клиентского фондирования, что, по нашему мнению, представляет собой сильный запас прочности.

Мы рейтингуем в Узбекистане семь банков, четыре из которых являются государственными (Узпромстройбанк, Банк Асака, Агробанк и Микрокредитбанк), а еще три банка являются частными (Ипак Йули, Трастбанк и Универсалбанк). Рейтинги банков в государственной собственности зависят от оценки агентством поддержки, которую эти банки могут получить от властей Узбекистана в случае необходимости. Рейтинги частных банков чувствительны к изменениям операционной среды и их финансовых показателей.

Презентация «Банковский сектор Узбекистана» (Uzbekistan Banking Sector) доступна на сайте www.fitchratings.com или по приведенной выше ссылке.

Контакты:

Константин Алексеенко
Младший директор, финансовые организации - банки
+7 495 956 2401
Фитч Рейтингз СНГ Лимитед
26, ул. Валовая
Москва 115054

Павел Каптел
Аналитик, финансовые организации - банки
+7 495 956 9981

Дэвид Праус
Старший аналитик, Fitch Wire
+44 20 3530 1250

Контакты для прессы в Москве: Юлия Бельская фон Телль, Москва, тел.: + 7 495 956 9908/9901, julia.belskayavontell@fitchratings.com.
Источник: fitch-ratings / Просмотров: 3824
Нажмите чтобы прослушать выделенный текст! Powered by GSpeech